Техника гребли на байдарках и каноэ

Загрузка ...

Гребные виды спорта, во всем их многообразии, - как-то, гребля на байдарках и каноэ, академическая и народная гребля, гребля на ялах и «лодках-драконах» и т. д., относятся к группе циклических видов спорта. Движение спортсмена в этих видах представляет собой цепочку из десятков, сотен и даже тысяч, относительно завершенных, похожих и повторяющихся звеньев – циклов движения. Спортивный результат здесь определяется временем преодоления заданной дистанции или расстоянием, которое преодолевает спортсмен, за определенное заданное время. В сущности, результат предопределяется скоростью передвижения спортсмена на дистанции, которая в свою очередь, складывается из скорости в каждом из циклов движения. Цикл движения представляет собой идеальный объект исследования в биомеханике спортивных локомоций, так как именно в этом звене сконцентрированы все резервы и недостатки, все плюсы и минусы движения спортсмена. С другой стороны, все внутренние процессы в организме спортсмена – биоэнергетические, физиологические, психологические и т.д. и изменения в его состоянии, а также, все внешние факторы (благоприятные и не очень) всегда проявляются только в движении и через движение, так или иначе, отражаются в характеристиках цикла движений спортсмена.

 

Техника гребли – совокупность целесообразно организованных двигательных действий гребца, обеспечивающих поступательное перемещение лодки и ее удержание на заданном курсе. Различают форму и содержание техники гребли. Понятие форма обобщает такие показатели движения, как направление, траектория, амплитуда перемещения отдельных звеньев, их взаимное расположение в разные моменты и другие пространственные характеристики. Под содержанием техники подразумевается величина и взаимное согласование мышечных усилий, т.е. межмышечная координация, а также возникающие вследствие мышечных усилий силы, воздействующие на окружающую среду (сила давления лопасти на воду, лодку, весло). Форма и содержание техники существуют в органической связи и единстве. Мышечные усилия порождают перемещение сегментов тела гребца и весла. Движение весла в воде вызывает силу упора лопасти, которая, передаваясь в лодку, заставляет ее перемещаться, а движение лодки увеличивает силу сопротивления вод-ной среды.

 

Выявление изменений основных характеристик техники гребли в процессе начального обучения, их динамики при прохождении соревновательной дистанции у гребцов на байдарках, а также, при программируемом ступенчатом повышении скорости в гребле на каноэ в организованном эксперименте.

 

Организация и методика. Педагогический, следящий эксперимент на группе начинающих гребцов был организован на базе детско-юношеской, спортивной школы по гребле на байдарках и каноэ в марте – июне 1999 года. Продолжительность наблюдений составила 4,5 месяца. В нем приняли участие 14 юных гребцов на байдарках в возрасте 12-13 лет первого года обучения. Первое тестирование было проведено, когда начинающие гребцы в целом освоили технику гребли и могли преодолеть 50 метров и более. Регистрация основных характеристик техники гребли на байдарке при выполнении тестового упражнения – прохождения отрезка 50 метров с максимальной на данный момент скоростью, осуществлялась с периодом в две недели. Тестирование проводилось после стандартной разминки в одно и то же время и в одних и тех же погодных условиях. Регистрация характеристик движения юных гребцов при прохождении отрезка производилась двумя секундомерами: одним - фиксировался результат прохождения, другим – время пяти циклов движения, которое характеризует темп гребли. Средняя скорость гребца, темп на дистанции и прокат – расстояние за один цикл, рассчитывались по известным методикам .
Исследование характеристик техники гребцов байдарочников в процессе прохождения соревновательной дистанции проводилось на гребной базе Краевого гребного клуба в октябре 2001 года в период учебно-тренировочного сбора сборной страны, в эксперименте приняли участие 8 спортсменов - действующих гребцов высокой квалификации (мсмк –2 и мс – 6 человек). Спортсмены проходили дистанцию 500 м в соревновательном режиме и отрезок 50 м в контрольном режиме. Регистрация и запись биомеханических показателей на дистанции 500 метров осуществлялась с помощью видеосьемки, а при тестировании на 50 м - методами хронометрии и темпометрии.

 

Эксперимент со ступенчатым программируемым увеличением скорости проводился на водно-гребной базе ФСО профсоюзов "Россия" во время тренировочного сбора сборной команды России. В исследовании принимали участие гребцы-каноисты – 15 человек различной спортивной квалификации. После разминки испытуемые проходили тестовый отрезок, длиной 50 м, пять раз со ступенчатым программируемым увеличением скорости. Во время каждой попытки прохождения отрезка у каждого испытуемого регистрировалось время прохождения дистанции и темп гребли. Результаты всех экспериментов и измерений обрабатывались статистическими методами с расчетом средних значений, стандартного отклонения, ошибки средней и т.д.

 

Результаты. Как уже указывалось выше, все изменения в подготовленности юных гребцов проявляются, в конечном счете, в основных характеристиках техники гребли – в скорости на дистанции, в темпе движений гребца и в прокате лодки. Можно выделить три зоны или этапа за весь период наблюдения. В первые 5-6 недель средняя скорость на тестовом отрезке быстро и почти линейно нарастает, далее следует довольно продолжительный (7-8 недель) период стабилизации, затем снова интенсивный рост. Изменения величины проката лодки по характеру и форме кривой повторяют динамику средней скорости, а изменения темпа – существенно отличаются. Ступенчатый характер кривой динамики темпа сохраняется, однако, моменты подъёмов и стабилизации не совпадают с таковыми на кривых динамики скорости и проката.
Темп гребли обычно связывается с скоростно-силовыми качества-ми гребцов, с их физическими возможностями, а прокат лодки – с эффективностью гребковых движений с техникой выполнения, с реализацией физического потенциала. Скорость лодки предопределяется сочетанием этих двух параметров. Если принять во внимание изложенные выше обстоятельства, то можно утверждать, что на первом этапе обучения юных гребцов (4-5 недель) скорость растёт при одновременном повышении характеристик темпа и проката, т.е. прирост результата происходит благодаря повышению физического потенциала и эффективности его реализации. Второй этап обучения (7-8 недель) характеризуется некоторой стабилизацией скорости и проката, ступенчатое нарастание темпа не приводит к существенному росту скорости гребли, поскольку эффективность гребка не возрастает, а имеет даже тенденцию к снижению. На третьем этапе, интенсивное нарастание скорости и проката происходит почти параллельно, а повышение темпа весьма умеренно. Можно полагать, что рост результатов в этот период определяется повышением эффективности гребка юных спортсменов.
Динамика технических характеристик гребли на соревновательной дистанции отражает в общем виде процессы перестройки навыка под воздействием нарастающего утомления. Наиболее заметны изменения в темпе. Высокий темп на старте (около 60 ц/мин), сразу после выхода на дистанционный режим, интенсивно снижается, и лишь на последнем этапе несколько возрастает. Характеристики средней скорости лодки и проката - менее вариативны Из этого следует, что период относительной стабилизации скорости начинается после достижения ее максимума и продолжается до перехода на дистанционный режим гребли со значительными индивидуальными отклонениями во времени и расстоянии. В это время стабилизируются показатели скорости, усилий на весле и амплитудные характеристики движений. Основной задачей гребца здесь является сохранение скорости, достигнутой в результате стартового разгона. В гребле на байдарках роль скорости старта и темпового режима весьма существенны. Стартовая скорость, параметры силы гребка и темпа на стартовом отрезке в значительной степени определяют общую результативность. Хорошо заметно, что падение темпа в первой трети дистанции, влечет за собой неуклонное снижение скорости, несмотря на то, что и прокат лодки практически не изменяется. Следовательно, на старте темп - это та биомеханическая характеристика, которая определяет стартовый разгон лодки и первую часть дистанции. Можно с уверенностью сказать, что для обеспечения высокого темпового режима на этом отрезке дистанции, огромную роль играет уровень развития скоростных и скоростно-силовых качеств гребцов. Общий вывод заключается в том, что повышение эффективности старта позволит улучшить результат всей соревновательной дистанции.
В то же время, важно не только быстро разогнать лодку и завоевать лидирующую позицию, но и своевременно перейти на дистанционный темповый режим гребли, так как слишком длинный стартовый отрезок, проходимый с максимальной интенсивностью, вызывает значительное накопление молочной кислоты (лактата) в мышцах и крови спортсмена.

 

В средней части дистанции все исследуемые характеристики техники стабилизируются, коэффициент вариации характеристик гребли уменьшается, - это подтверждает распространенное мнение о существовании, так называемого, дистанционного режима гребли. В наших исследованиях, однако, он не так отчетливо выражен, возможно, это связано с относительно редкими зонами регистрации.
На финишном участке соревновательной дистанции наблюдается некоторое повышение скорости, при значительном росте темпа гребли и постепенном сокращении проката лодки. Такая картина является типичной для гребли.
Обращает на себя внимание, весьма стабильная (мало изменяющаяся на протяжении дистанции) характеристики проката лодки, средний коэффициент вариации – Сv, составляет всего 1,7 %. Возможно, многолетние тренировки и соревнования формируют у квалифицированных гребцов способность сохранять эффективность гребка относительно неизменной, а скорость движения лодки регулируется за счет темпа гребковых движений.
По полученным данным в системе координат (темп, прокат, скорость) выстраивались индивидуальные кривые изменения основных характеристик техники гребли на каноэ. На минимальных скоростных режимах спортсмены более высокой квалификации демонстрируют значительно большие величины проката, темпа и скорости передвижения. Прирост скорости у всех категорий обследуемых сопровождался снижением проката при одновременном увеличении темпа. Однако, степень снижения проката у высококвалифицированных гребцов значительно меньше, чем у перворазрядников. У последних повышение темпа почти полностью нейтрализуется сокращением проката и скорость лодки практически не меняется. Таким об-разом, одной из важнейших закономерностей индивидуальной динамики является умение высококвалифицированных гребцов сохранять величину проката по мере увеличения скорости. Представляет определенный интерес ответ на вопрос о том, на-сколько стабилен индивидуальный рисунок динамики основных характеристик техники гребца при ступенчатом повышении скорости. Как показал анализ результатов повторного тестирования с периодом в две недели, индивидуальный рисунок («походка») остается неизменной на протяжении нескольких недель. Второй этап этой работы был посвящен разработке и обоснованию критериев технической подготовки гребцов-каноистов. Основная идея, как уже упоминалось выше, заключалась в том, чтобы представить характеристики техники гребли на каноэ (темп и прокат) в относительной форме, привязав, например, прокат к характерному для каноистов раз-меру - росту стоя на коленях руки вверх. При таком подходе, характерный размер рассматривался как потенциал, который реализуется в той или иной мере в величину проката. Чем выше гребец, тем больше у него потенциал, но это совсем не означает, что реализация у всех одинакова. Аналогичным способом определялся относительный темп, здесь в качестве потенциала использованы темповые возможности, демонстрируемые в теппингтесте, они соотносились с темпом на тестовой дистанции. Относительная скорость рассчитывалась как произведение относительного темпа и относи-тельного проката лодки. Мы полагали, что все эти данные могут служить для оценки уровня технической подготовленности гребцов-каноистов. Для выявления информативности критериев технической подготовленности был предпринят корреляционный анализ по Пирсону. Наиболее значимые коэффициенты взаимосвязи с наилучшим результатом на соревнованиях проявились по показателю темпа на отрезке (-0,950), скорости на отрезке (-0,904), относительной скорости (-0,820) и относительного темпа (-0,813). Характеристики проката и относительного проката обнаружили менее тесную взаимосвязь с результатом на соревнованиях (0,6-0,75). Степени взаимосвязи антропометрических характеристик существенно ниже, только вес спортсменов достоверно связан с лучшим результатом (-0,560). Таким образом, разработанные критерии технической подготовленности гребцов каноистов имеют высокие достоверные связи (относительные темп, скорость, прокат) с лучшим результатом гребцов на соревнованиях и могут считаться информативными.

 

Выводы.

 

Изменения основных характеристик техники гребли на байдарках в ходе начального обучения имеют выраженный ступенчатый характер, почти линейное нарастание скорости (в первые 4-5 недель) сменяется этапом её стабилизации (6-7 недель) и далее следует выраженный этап увеличения скорости лодки. Повышение скорости на разных этапах обучения предопределяется различными факторами, однако, ведущую роль на всех этапах играет прокат лодки, как показатель освоения техники гребли, эффективности гребковых движений. Динамика основных характеристик техники гребли на байдарках квалифицированных гребцов при прохождении соревновательной дистанции иллюстрирует воздействие утомления на технику гребца. Наиболее вариативная характеристика – темп гребли достигает максимальных величин в начале соревновательной дистанции (на участке стартового разгона) и постепенно снижается, вплоть до финишного отрезка. Высокий темповой потенциал гребца позволяет занимать ему лидирующие позиции в гонке, по меньшей мере на первой половине дистанции. Прокат лодки почти не меняется на протяжении соревновательной дистанции, это означает, что квалифицированные гребцы на байдарках управляют скоростью лодки преимущественно через посредство темпа гребли. Выявлены довольно четкие квалификационные различия в динамике основных характеристик техники гребли на каноэ в эксперименте с программируемым, ступенчатым повышением скорости лодки. Квалифицированные гребцы демонстрируют намного большие величины темпа и проката (в сравнении с менее подготовленными) и отличаются способностью сохранять эффективность гребка на максимальных, скоростных режимах. Индивидуальный рисунок динамики основных характеристик техники гребцов («походка») остается неизменным на протяжении нескольких недель. Высокая информативность относительных характеристик темпа, проката и скорости лодки позволяет рекомендовать их для применения в тренировке в качестве критериев технической подготовленности гребцов различной квалификации.

 

Статья взята с сайта www.canoesport.ru